Кэш улетел, но обещал вернутьсяКак только не называют в разных версиях кэшбэк - и кешбек, и кешбэк, и кэшбек, и кэш-бэк. Все эти версии имеют право на существование, поскольку написание данного, достаточно нового для русского языка термина, еще не формализовано. Но, если с написанием и могут возникнуть разные мнения, то с самим процессом мы постараемся разобраться досконально в сегодняшней статье и разложить по полочкам - что представляет собой явление кэшбэка в разных сферах деятельности.
По своей сути кэшбэк представляет собой для потребителя товара или услуги ту же скидку, только отсроченную и применимую при выполнении ряда условий (что типично для любой программы лояльности). Как правило, воспользоваться данной скидкой можно в определенный срок и в определенных местах. Для поставщика товаров и услуг кэшбэк - это один из маркетинговых инструментов, позволяющих не только привлечь новых покупателей, охватить новые сегменты потребительской аудитории, но и «удерживать покупателя на крючке».
С точки зрения психологии, покупатель с помощью денег, частично возвратившихся к нему через некоторый промежуток времени после совершения покупки, получает дополнительные положительные эмоции от совершенной сделки, несколько смягчая горечь от расставания с ними. В сознании формируется положительный образ поставщика товара (услуги), и клиенту хочется не только продолжить сотрудничество с данным поставщиком, но и рекомендовать его своим знакомым.
Наиболее широкое применение кэшбэк получил в сферах банковского дела, интернет-торговли и гостиничного бизнеса. Остановимся на каждом из них более подробно, чтобы разобраться в специфике.
Кэшбэк в торговле
Львиная доля всего объема кэшбэка приходится на возврат средств в интернет-магазинах и розничной торговле. Классическая схема кэшбэка состоит из следующих этапов:
покупатель оплачивает товар/услугу продавцу по розничной цене;от третьего лица, аффилиата, покупатель получает частичное возмещение стоимости товара/услуги;за каждого нового покупателя продавец перечисляет аффилиату комиссию, часть которой является заработком посредника, а часть - служит источником кэшбэка.В сфере торговли товарами и услугами через интернет особую популярность в последнее время приобретают кэшбэк сервисы, или интернет-порталы. Они используют принцип навигации, перенаправляя потенциальных клиентов на страницы магазинов, заключивших с агрегатором партнерские договора.
На сайте кэшбэк сервиса у пользователя создается личный кабинет, позволяющий легко управлять своими финансами в части интернет шоппинга. В этот кабинет поступают деньги от кэшбэка, отсюда их можно вывести. Способы вывода могут отличаться у различных порталов. Как правило,это:
- пластиковые и виртуальные карты
- банковский счет
- мобильный телефон
- Яндекс.Деньги
- Webmoney
- PayPal и другие.
Обратите внимание! Некоторые кэшбэк сервисы предлагают вывод средств начиная от одного рубля, а у некоторых вывод возможен только после накопление определенной оговоренной суммы. Кроме того, особое внимание следует уделять комиссии за вывод в каждом отдельном случае. Иногда выгоднее потратить возвратные средства для дальнейших покупок на интернет площадках, не выводя их.
Конкурируя между собой, кэшбэк порталы предлагают своим клиентам различные дополнительные услуги, например: подбор товаров по цене, классификация по множеству фильтров, информирование об изменении цены, анонсирование акций и дисконтных программ магазинов и многое другое.
Обратите внимание! Во многих случаях для возможности получения возврата части средств от покупки, должны быть соблюдены все условия, которые указаны на сайте продавца. Например, для случая с заказами на всемирноизвестной торговой площадке AliExpress, это: обязательное отключение блокировщиков рекламы и анонимайзеров, корректная настройка cookies файлов, короткий промежуток времени между переходом на сайт и оформлением заказа (покупателям рекомендуется заранее сформировать корзину заказа, а потом перейти по ссылке для подтверждения заказа). Также следует помнить, что кэшбек невозможен в случае утери заказа, или отказа от него - товар должен быть фактически получен.
На российском рынке в данной сфере бизнеса многие годы лидируют два наиболее крупных кэшбэк-портала: Letyshops и ePN. Например, по данным сервиса SimilarWeb, за 2018 год через сервис ePN было совершено 35 000 000 покупок с последующим частичным возмещением стоимости.
По сравнению с данными 2017 года, объем продаж с помощью данного портала вырос на 30% и составил 370 000 000 долларов.
Скриншот https://new-retail.ru/
В таблице приведены данные по сервису ePN за 2018 год о величине средних чеков покупателей, с разбивкой по отраслям. Самые большие чеки отмечаются при оплате путешествий, на втором месте - магазины техники, за ними следуют товары для дома и ювелирные украшения. Одежда и обувь, вопреки расхожему мнению, только седьмая по популярности категория.
Самое активное время интернет торговли, традиционно, ноябрь (включая черную пятницу) и декабрь (включая предновогодние закупки).
Обратите внимание! Для максимального использования кэшбэка членами одной семьи, портал может предоставить клиенту специальную ссылку, он может раздать ее своим близким, и, в результате, заказывая с разных устройств различные товары, семья может иметь максимально возможную выгоду. Также обратите внимание, что в некоторых случаях возможен «двойной кэшбэк» - если оплатить покупку картой, предполагающей кэшбэк, перейдя по ссылке кэшбэк портала.
Кэшбэк в банковской сфере
Кэшбэк по-банковски выглядит как подключение дополнительных опций к банковским картам, как правило, для привлечения большего числа клиентов к пользованию продуктами данного банка.
Обратите внимание! Как правило, процентный размер кэшбэка по кредитным картам выгоднее, чем по дебетовым. В свою очередь, процент возврата по рублевым картам выше, чем по валютным. Кроме того, у всех карт существует определенный лимит на объем кэшбэка в месяц (год).
Банк устанавливает определенные условия, при которых действует кэшбэк, и клиент должен внимательно с ними ознакомиться перед оформлением карты. Например, возможны такие условия:
до 1% по всем операциям и до 5% по определенным видамдо 1% по безналичным сделкамдо 20% при покупках в сети партнеров банка.Чаще всего у клиентов банка популярностью пользуется третий вариант, ибо скидка при нем более ощутима. Но список магазинов, участвующих в партнерской программе, может меняться, нужно постоянно следить за актуальностью имеющихся данных. Кроме того, необходимо в момент оплаты напомнить кассиру, что вы желаете списать средства именно с бонусного счета, ибо после совершения транзакции с основного счета отменить ее будет практически невозможно.
Обратите внимание! Переводы и платежи не попадают под программы действия кэшбэка.
Мы часто публикуем статьи, в которых знакомим наших читателей с продуктами того или иного банка, а также анонсируем различные акции и программы лояльности от них. Например, недавно мы писали о банке «Кредит Европа Банк», и рассказывали об условиях кэшбэка.
Так, например, в период с 1 октября по 31.12.2020 можно получить возврат до 7% потраченных средств на шопинг и развлечения (о более подробных условиях данной программы лояльности можно прочитать на сайте банка).
Как показывает практика, чаще всего владельцы кредитных карт возвращают часть потраченных денег в ресторанах, кафе, автосервисах и автозаправочных станциях.
Кэшбэк в туристическом бизнесе
Если говорить о туристическом бизнесе, то здесь очень популярно использовать кэшбэк в различных его проявлениях. Например, все слышали о такой программе лояльности от многих авиакомпаний, как начисление бонусных миль при оплате авиа (а иногда и железнодорожных) билетов. Такой кэшбэк не является классическим, данные мили нельзя превратить в живые деньги. Но их можно использовать при покупке следующих билетов. Накапливая бонусные мили, в некоторых случаях можно накопить даже на бесплатную поездку.
Бонусные мили начисляются авиакомпанией, а оплачиваются банком, картой которого была оплачена поездка определенной транспортной компании. Как правило, бонусные мили могут быть использованы только держателем карты и не могут быть переданы третьим лицам. Часто они засчитываются не только при покупке билетов и сервиса на борту, но и при оплате гостиничных номеров, аренды автомобилей и других расходах в путешествии, прописанных в программе лояльности. Если начисленных миль не хватает для оплаты товара/услуги, они погашают сумму покупки частично, а недостающая часть оплачивается с основного счета.
Обратите внимание! Зачастую начисленные бонусные мили могут быть использованы в определенный временной промежуток, указанный в договоре. Как правило, период действия данных бонусов истекает с концом календарного года.
Больше всего кэшбэк бонусными милями популярен в США. Как отмечалось в статье, опубликованной Bloomberg, банки перечисляют транспортным компаниям от 50 центов до 2,5 долларов за милю. Исходя из таких тарифов, согласно бизнес-плану сотрудничества по партнерской программе авиакомпании Delta Airlines с банком American Express в 2021 году, авиакомпания заработает на этом до 4 миллиардов долларов. Банк, в свою очередь, не останется в накладе, обслуживая новых клиентов.
Всем известный сервис бронирования жилья Booking давно использует программу лояльности в виде кэшбэка, пользуясь услугами кэшбэк-сервисов. Клиент открывает аккаунт на Букинге, выбирает подходящий ему кэшбэк сервис и вводит свои платежные данные. После оплаты забронированного жилья, часть средств может быть возвращена на счет путешественника, но чаще всего Букинг предлагает кэшбэк в виде скидки при последующих путешествиях.
Обратите внимание! Кэшбэк от Booking возможен только в случае бронирования и перехода на сайт с сайта выбранного клиентом кэшбэк портала.
Еще один популярный вид возврата потраченных средств, популярного среди путешественников, это кэшбэк для командированных сотрудников. Многие гостиницы, в целях привлечения клиентов, запускают партнерскую программу, в рамках которой компания, направившая сотрудника в командировку, оплачивает его питание и проживание со своего счета. А бонусы возвращаются на счет самого сотрудника, или выдаются при выселении ему наличными.
Кэшбэк в офлайне
Интересен тот факт, что обычная торговля товарами и услугами сначала существовала в реальных торговых точках, и только потом стала плавно, но неуклонно, перетекать в онлайн. А связанное с торговлей такое явление, как кэшбэк, наоборот, завоевав просторы рынка во всемирной паутине, маленькими, но уверенными шагами выходит постепенно в реальный мир.
Достаточно популярен способ возврата денег с помощью чеков реальных магазинов, на которых изображен QR код. Скачав одно из специальных мобильных приложений, данные коды можно сканировать и загружать в личный кабинет. Программа проверяет чеки на предмет попадания товаров под программу лояльности, и в случае подтверждения, деньги поступают на карту клиента или на его мобильный телефон.
Обратите внимание! У таких чеков имеется строго ограниченный срок действия, иногда это несколько часов. В течении этого времени необходимо успеть загрузить его в приложение.
Кэшбэк у мобильных операторов - также новый популярный вид услуг. За определенные действия клиента ему начисляются бонусы, которые затем можно обменять на дополнительные минуты, гигабайты интернета или как частичную оплату в магазинах мобильных аксессуаров. Например, оператор Мегафон предлагает возврат до 20% потраченных средств в виде бонусов, а оператор МТС позволяет передавать полученные бонусы сторонним лицам.
Заключение
Как у любого явления, у кэшбэка есть свои сторонники, но есть и противники. Одни утверждают, что будущее маркетинга за усовершенствованием системы возврата части средств, потраченных на покупки, другие считают кэшбэк самой циничной и раскрученной финансовой пирамидой. Но популярность данного инструмента растет как среди потребителей, так и со стороны поставщиков товаров и услуг. (Кто прав из них, кто виноват, судить не нам - да только кэш и ныне там).
Все самое интересное только на нашем сайте
Fx-Rating, опубликовал запись 3 года назад.
С момента публикации зафиксировано 1627 просмотров. Сейчас эту запись просматривает 1 незарегистрированный пользователь.
|
|